14. За что мы платим

 

ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?

В рамках реализации реформы электроэнергетики, начиная с 2006 г., были разделены различные виды деятельности в этой отрасли: по производству (генерации) электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению, купле-продаже и передаче электрической энергии потребителям. Юридические лица, осуществляющие перечисленные виды деятельности, вместе с потребителями электроэнергии, приобретающими ее на основании договоров энергоснабжения или купли-продажи, именуются субъектами электроэнергетики. Оплачивая полученный объем электрической энергии, потребители рассчитываются за весь спектр услуг, которые оказывает ему каждая из организаций энергетического комплекса, обеспечивающая бесперебойное и надежное энергообеспечение граждан и юридических лиц.

Как складывается стоимость электрической энергии для потребителей?

Цена на электроэнергию для конечного потребителя формируется за счет конкретных ее составляющих, формирование каждого из которых регламентируется действующим законодательством. Перечислим слагаемые тарифа на электрическую энергию для потребителей:

  • 1) средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии, приобретаемой гарантирующим поставщиком (ГП) или независимой энергосбытовой компанией (ЭСО) для своих абонентов на оптовом и (или) розничном рынках (указанная стоимость складывается для каждого из ГП или ЭСО и изменяется в различных расчетных периодах, т.к. зависит от условий рынков, на которых приобретается электроэнергия);
  • 2) стоимость услуг по передаче электрической энергии, включаемая в общий тариф в случае, если электрическая энергия поставляется потребителю на основании договора энергоснабжения (эта стоимость устанавливается на весь период тарифного регулирования, является единой для всех потребителей региона и дифференцируется по уровням напряжения);
  • 3) сбытовая надбавка гарантирующего поставщика (устанавливается для конкретного ГП и является одинаковой для всех его потребителей).
  • 4) плата за услуги, которые являются неотъемлемой частью процесса энергоснабжения потребителей (инфраструктурные платежи), которая включает в себя:

-тариф на услуги коммерческого оператора;

-тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению (включается в стоимость с 2010 года)

- плата за комплексную услугу ЗАО "ЦФР" - регулятора деятельности оптового рынка электрической энергии (включается в стоимость с 2011 года); эти платежи единые для всех субъектов электроэнергетики;

            Следует отметить, что электроэнергия, отпускаемая для населения и организаций жилищно-коммунального хозяйства отпускается по фиксированным государством ценам, а для прочих потребителей - по свободным, с учетом складывающихся на рынке цен, формирование которых, как уже было сказано, урегулировано законодателем.

Как складывается стоимость услуг по передаче электрической энергии в Московской области?

Услуги по передаче электроэнергии потребителям в г. Королеве оказывают две электросетевые организации:  Московская  объединенная электросетевая компания  (ОАО «МОЭСК») доставляет электроэнергию по сетям высокого класса напряжения от производителей (например, ГЭС) до города. Затем за дело берётся городская  электросетевая организация ОАО «Королёвская электросеть».  Для обеих организаций полномочным органом регулирования утверждается тариф,  размер которого зависит от расходов на эксплуатацию и содержание электрических сетей.

Как стоимость электрической энергии на оптовом рынке и транспортная составляющая влияют на тариф для конечного потребителя?

Стоимость электрической энергии и мощности, её транспортировка составляют большую часть тарифа. Составляющие тарифа распределяются следующим образом:

  • 50% - затраты на покупку электричества и мощности у производителей электрической энергии;
  • 48,4% - оплата услуг по транспортировке электричества;
  • 1,5% - компенсация затрат сбытовой компании - сбытовая надбавка ОАО «Королёвская электросеть СК»;
  • 0,1% - инфраструктурные платежи.

       Как органом тарифного регулирования рассчитывается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика?

Размер сбытовой надбавки ГП рассчитывается исходя из необходимости компенсации ГП расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям. Ее размер на очередной период тарифного регулирования устанавливает полномочный орган - Министерство экономики Московской области, непосредственно вопросами установления цен на электрическую энергию занимается   Комитет по ценам и тарифам Московской области.

Расчет расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, производится на основе нормативного акта - Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, в действующей редакции, а также принятых в его развитие методик и иных нормативных актов.

Составляющими сбытовой надбавки, в частности, являются расходы  на материалы, используемые для хозяйственных нужд; на обеспечение помещений, иных объектов, используемых ГП в процессе своей уставной деятельности; затраты на топливо и горюче-смазочные материалы для работы автотранспорта; амортизационные отчисления; расходы на оплату труда персонала, отчисления на социальные нужды; расходы на услуги сторонних организаций (банков, в том числе комиссия за прием платежей от населения, предприятий связи, вневедомственной охраны, организаций коммунального хозяйства, оплата юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п.); расходы на обучение и повышение квалификации персонала и некоторые другие расходы.

При утверждении сбытовой надбавки орган тарифного регулирования использует возможность максимального сокращения расходов на основную деятельность ГП, что понуждает организации изыскивать возможности экономии материальных и иных видов ресурсов и строго соблюдать финансовую дисциплину при расходовании полученной в процессе своей хозяйственной деятельности прибыли.

Действующая сбытовая надбавка для ОАО «Королевская электросеть СК» утверждена решением правления Министерства экономики Московской области, утвержденного распоряжением от 22.12.2011г. №175-РМ, составляет 0,0416 руб./кВт*ч и является минимальной в сравнении с установленными для других аналогичных организаций в Московской области.

 

Материал опубликован в газете «Калининградская правда» (выпуск от 12.04.2012) и «Спутник» (выпуск от 07.04.2012)